Философия Кайдзен
За счёт внедрения принципов Кайдзен можно существенно повысить рентабельность производства и его конкурентоспособность, и поднять почти в два раза производительность труда, обойдясь небольшими капиталовложениями. Слово Кайдзен произошло от японского слова KAI, что значит «изменение» и ZEN, что означает «хороший». Философия Кайдзен заключается в постоянном стремлении к совершенствованию деятельности всего предприятия, начиная с процессов производства и разработки, заканчивая процессами управления и остальными аспектами жизни.
Сначала улучшения могут быть незаметными, но все они в совокупности дают значительный эффект. По такому принципу работают такие выдающиеся компании как Honda, Komatsu, Matsushita, Toyota, Nissan, Canon.
Впервые принципы Кайдзен стали использоваться в ряде японских корпораций в период восстановления Японии после войны. Термин «Кайдзен» приобреол широкую известность благодаря одноимённой книге и с тех пор этот термин стал обозначать одно из ключевых понятий современного менеджмента. В 1993 году это слово официально вошло в английский язык: оксфордский словарь толковал Кайдзен, как непрерывное совершенствование личной эффективности и методов работы.
Согласно философии Кайдзен, нашу жизнь в целом, как трудовую, так и частную, нужно ориентировать на постоянный прогресс, в отличие от сосредоточения на поддержании существующих процессов. На предприятиях, на которых практикуется, когда человек видит возможность улучшить свою работу лучше, он сразу внедряет изменения, тем самым меняя стандарты выполнения всех соответствующих операций. В компаниях, в которых применяется Кайдзен, численность сотрудников обычно сокращается на 10–20%, а иногда и на 50% с повышением производительности и прибыльности производства.